16 ноя, 2018

МАЛЫШ, НЕ МОЛЧИ

Развитие ребенка его родители отмечают вехами: улыбка, гуление, переворот, первые неуверенные шаги и слова... Мама и папа пристально следят за физическими параметрами чада, но на проблемы с речью часто закрывают глаза. «Все дети индивидуальны», «Моя молчала, а потом заговорила целыми предложениями», «Мальчики всегда начинают говорить позже» – успокаивают мам окружающие. Руководитель Психолого-педагогического центра реабилитации и абилитации Московского областного консультативно-диагностического центра для детей (МОКДЦД), логопед Анна Семкина уверяет: такой подход опасен. Если ребенок не торопится начать говорить, лучше показать его врачу.

– Моторное развитие и речь тесно взаимосвязаны, – объясняет логопед. – Все фазы развития четко следуют друг за другом: ребенок уверенно держит голову – начал гулить – сел – гуление перешло в лепет – встал и пошел – началась речь. Как правило, лепетная речь начинается с шести – десяти месяцев. Если лепет скудноватый, плохой, это первые звоночки для мамы. К 2–2,5 годам начинается активная речь, ребенок должен говорить фразами, у него активный словарь. Само произношение может быть искаженным, это норма. Главное, чтобы была речь.

 

inline_154220274250406734095.jpg

Если вместо фраз ребенок объясняется звукокомплексами, эксперт советует обязательно посетить невролога и логопеда. Если отложить визит к специалисту до трех, четырех или пяти лет, последствия могут быть губительными.

– В моей практике были случаи, когда приходили пятилетние неговорящие дети, – говорит Семкина. – Но отсутствие навыка речи в пять лет уже влияет на развитие познавательной и интеллектуальной деятельности. Потому что с развитием речи развивается и все остальное: понимание, внимание и мышление.

УВОЛЬТЕ ЭЛЕКТРОННУЮ НЯНЮ

По словам эксперта, сейчас около 70% детей начинают говорить поздно. Большую роль в этом играет дефицит родительского внимания. Гаджеты, телефоны, компьютеры прекрасно справляются с ролью электронной няни для малыша, но негативно влияют на его развитие.

– Когда ребенок посвящен сам себе, маме это удобно: он не мешает заниматься своими делами, – отмечает Семкина. – В нашем активном мире, когда все куда-то бегут и приходят с работы поздно, времени на общение с ребенком не остается. И это беда. Для развития детей очень важно делать акцент на речь, проговаривать все свои действия, больше играть с малышом и читать ему сказки.

inline_154220274219102314758.jpg

Активно развивающемуся мозгу ребенка очень важно получать сенсорный опыт. Играть, трогать, рисовать, воображать. Вместо полезного опыта гаджеты дают малышу суррогат – хаотичное движение на экране. Это приводит к гиперактивности, плохой концентрации внимания и дальнейшим проблемам в школе.

БАТАРЕЙКА ДЛЯ МОЗГА

В Психолого-педагогическом центре реабилитации и абилитации МОКДЦД сегодня работают со сложными детками из разных уголков Подмосковья. За восстановлением речи и двигательных навыков сюда приезжают пациенты со всего региона. Причина – передовые методики, высококлассные специалисты и суперсовременное оборудование. Здесь не только восстанавливают утраченные речевые навыки, но и учат говорить тех, у кого нет навыка речи с рождения.

Специалисты центра активно используют в работе сенсорную интеграцию, нейрокоррекцию, компьютерные технологии, мозжечковую стимуляцию. Название последней процедуры звучит страшно, но на самом деле это увлекательная и полезная игра.

inline_154220274253862650880.jpg

– Еще в 60-х годах ученый Фрэнк Бильгоу, работая в школе, выявил прямую связь между зрительно-моторной координацией детей и их успехами в чтении и письме, – рассказывает логопед. – Он разработал специальную доску для баланса, упражнения на которой тренировали вестибулярный аппарат детей и повышали успехи в школе. Эту методику мы успешно используем в нашем центре.

Со стороны упражнения на доске выглядят как игра. Задача ребенка – балансировать, одновременно выполняя движения руками: подбрасывать предмет и следить за ним глазами. Во время этих занятий мозг выполняет большую работу. Активно трудится мозжечок, отвечающий за вестибулярную систему, идет межполушарное развитие, совершенствуется моторика.

– Мозжечковая стимуляция дает хорошую динамику, – объясняет Семкина. – Доказано, что мозжечок отвечает не только за положение тела в пространстве – это самая настоящая батарейка для мозга, которая заряжает его энергией и распределяет всю информацию по коре. Такие упражнения на баланс особенно полезны для детей, которые быстро устают, могут сосредоточиться только на 15–20 минут.

Впрочем, много можно сделать и в домашних условиях. Чтобы разговорить малыша, эксперт советует родителям… вспомнить свое детство.

inline_154220274292270939230.jpg

– Сейчас очень много детей, которые не умеют элементарного – подбросить мяч и поймать его, – говорит логопед. – Вспомните свое детство и возьмите из него лучшее: классики, прыжки в резиночки, игры с мячом, догонялки, отбивание мяча от стены. Все это отличные упражнения на развитие координации и речи. Помогите ребенку получить сенсорный опыт, и он ответит вам красивой, богатой и четкой речью.

– Развитие речи и речевого аппарата у ребенка влияет на его дальнейшую жизнь, – говорит министр здравоохранения Московской области Дмитрий Марков. – Если у ребенка наблюдается задержка в развитии речи, необходимо своевременно обратиться к специалистам, особенно в раннем возрасте. Врач-логопед способен выявить отклонения, задать вектор для дальнейшего лечения пациента и его реабилитации.

Ксения Стеценко

Источник