23 авг, 2018

Методика СИС (сенсорная интеграция и стимуляция)

В Психолого-педагогическом центре реабилитации и абилитации Отделения медицинской реабилитации МОКДЦД появилась Методика СИС (сенсорная интеграция и стимуляция).

Любые нарушения у детей могут наблюдаться как изолированно так и в различных сочетаниях: ДЦП, интеллектуальные нарушения (умственная отсталость [УО] разной степени и задержка психического развития [ЗПР]), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), РАС (расстройства аутистического спектра), соматические заболевания. Степень выраженности отдельного расстройства в сочетанном нарушении бывает различной. Такие сложные сочетанные/комплексные нарушения в настоящее время называются ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития).

Нарушения опорно-двигательной системы, в том числе ДЦП, у детей часто сочетаются с нарушениями в интеллектуальном развитии, эмоционально-волевой сфере и поведении, расстройствами аутистического спектра.

Дефектолог в работе с детьми, имеющими различные нарушения психофизического развития, оказывает комплексную и всестороннюю психолого-педагогическую помощь. Многолетний практический и научный потенциал дефектологов, основанный на научно-методическом подходе, современные технологии помощи детям с ОВЗ позволяют качественно повысить умственную работоспособность, скорректировать эмоциональные и поведенческие отклонения, раскрыть индивидуальный интеллектуальный и сенсомоторный потенциал  ребенка. Работа дефектолога (а также логопеда и нейропсихолога) оказывает эффективную поддержку в медикаментозном и физиотерапевтическом  лечении детей.  

 

Методика  СИС  направлена на развитие взаимодействия различных сенсорных систем. Многие проблемы поведения, эмоциональной сферы, обучения являются результатом искажения восприятия сенсорной информации.

При дисфункции сенсорной  системы нарушается процесс интеграции сенсорной информации, поступающей из различных органов чувств; искажается процесс её обработки, процесс восприятия становится моноканальным.

Нарушения обработки сенсорной информации у детей часто недооценивают, хотя они встречаются все чаще. Методика «работает» как при выраженных нарушениях, так и при минимальной дисфункции сенсорной интеграции.  

-ЗПР

-ЗПРР

-РАС

-СДВГ

-Дефицит внимания

-Гиперактивность

-ДЦП

-Нарушения опорно-двигательной системы

-Гипочувствительность (сенсорная)

-Гиперчувствительность (сенсорная)

-Слуховая депривация

-Зрительная депривация

-ТМНР

 

Методика позволяет предупредить вторичные проблемы:

- самоконтроля,

- саморегуляции,

- поведенческие,

- эмоциональные,

- концентрации и истощаемости внимания,

- школьной неуспешности,

- коммуникации,

-социальной адаптации.

 

Основная идея методики сенсорной интеграции заключается в том, что  впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы начинают формироваться до рождения ребенка. Другие - зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже.

Методика  направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств.